Главная | История факультета

3 ИФ в годы перестройки (1985–1991 гг.)

Н.П. Паршукова

«Чтобы ты жил в эпоху перемен»

Лао Цзы

Середина и вторая половина 1980-х гг. для Советского Союза были ознаменованы коренными политическими, экономическими и социальными переменами. Эпоха, которая вошла в историю как «перестройка», началась сверху под лозунгами совершенствования и обновления советской модели социализма, и в первые годы каких-либо радикальных шагов сделано не было, внешне все сохранялось по-старому.

Высшее историческое образование продолжало быть неотъемлемой частью советской общественно- политической системы, которая определяла его цели, ставила задачи, задавала содержание исторических курсов. Исторические факультеты были «идеологическими факторами», ведущими подготовку специалистов, способных воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе и организовывать массы на решение поставленных партией и правительством задач.

Совет ИФ, партия, комсомол, профбюро регулярно обсуждали и принимали решения по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, учебной дисциплины, издания научной и методологической литературы, политико-воспитательной и культурно-массовой работы, роли кураторов в группах и общежитий, итогов практик, ГЭК, защиты дипломов, доезда выпускников и другое.

Коллектив факультета, как и все подразделения университета, ежегодно принимал социальные обязательства и подводил итоги их выполнения, планировал мероприятия к очередной юбилейной дате, праздничным демонстрациям 7 ноября и 1 мая, обязательно «руководствуясь» и «исходя» из решений последнего партийного пленума или съезда, являвшихся безусловным нормативным актом.

Знаковым событием начала перестройки стала подготовка к 27 съезду КПСС под лозунгом «27-у съезду – наш труд, таланты и сердца». Выступая на митинге в честь его открытия, А. П. Бородавкин сказал о том, что в докладе М. С. Горбачева «отмечены не только успехи в развитии нашей страны, но с гражданским мужеством указаны недостатки… Дело чести преподавателей университета приобщать студентов с первого курса к научно-исследовательской работе, воспитывать в них будущих ученых». А уже в 1989 г. председатель ГЭК В.А. Кованов, заведующий кафедрой истории КПСС Алтайского политехнического института, в отчете как положительный факт отмечал актуализацию тематики дипломных работ, в которых «получили отражение идеи, выдвинутые в процессе обсуждения предсъездовских документов и решений XXVII съезда КПСС », актуальными были названы так же темы, посвященные 50-летию Алтайского края и интернациональной помощи СССР «дружественному афганскому народу».

Но старые советские формы работы всё больше и больше наполнялись новым содержанием. Перестройка набирала обороты, не обойдя стороной и высшую школу. В 1987 г. появляются «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», «Координационный план НИР по комплексным проблемам высшего и среднего специального образования на 1987–1990 гг.» и другие сопутствующие им партийно-советские постановления по высшей школе, в которых подчеркивалось, что системе образования необходимы коренные изменения, развитие инициативы и творческого начала в образовательной деятельности. Перестройка высшей школы понималась как децентрализация, демократизация и гуманизация. Значительное место отводилось модернизации и совершенствованию материально- технической базы, расширялась финансовая и организационная самостоятельность вузов, ослаблялся политический контроль, вводилась выборность руководителей, был создан Государственный комитет по высшему образованию. Фактически была сформирована новая идеология высшего образования, которая и определила вектор работы коллектива преподавателей, сотрудников и студентов исторического факультета в 80-е перестроечные.