Главная | История факультета

4 Не дай вам бог жить в эпоху перемен…

Исторический факультет на рубеже веков (1991-2010 гг.)

В.Н. Владимиров

Честно сказать, совсем не очевидным представляется тот факт, что о развитии факультета в тот или иной период должен писать действующий в то время декан. Образно говоря, находясь все время на кухне, трудно увидеть, как строится и перестраивается дом, в котором ты живешь и работаешь, как меняется его планировка, появляются новые жители, растет занимаемая площадь… Поэтому дальнейшее изложение будет весьма субъективным. Тем не менее, сказать, конечно, есть о чем, поскольку объективный анализ показывает, что факультет развивался в эти годы очень быстро и вовремя прошел необходимую модернизацию, позволяющую сегодня быть готовым к любым изменениям и занимать при этом ведущее место в университете. Пожалуй, именно это, модное сегодня слово – «модернизация» – наиболее адекватно отражает происходившие в то время на историческом факультете процессы.

Думается, что рассматриваемое время можно примерно пополам разделить на два основных периода. Первый из них связан, с одной стороны, с определенной разрухой высшей школы, неоднократными попытками «добить» ее сверху, некоторой анархией в управлении высшим образованием. В то же время это годы поисков оптимальной модели существования и дальнейшего развития университета и его факультетов, годы создания новых образовательных стандартов, годы творчества и становления. К началу нового века мы вышли закаленными в тяжелой борьбе за будущее, вынесшие на своих плечах этот сложнейший переходный период, работая все эти годы почти бесплатно.

Второй период связан, с одной стороны, со стабилизацией развития высшей школы, некоторым повышением уровня ее материального обеспечения, поступательным развитием. Но с другой стороны – это постепенное, но строго последовательное выдавливание инициативы и креатива вузов, медленное, но верное ужесточение регламентации, к концу периода превратившееся в настоящее «закручивание гаек», сопровождающееся также прямым сокращением гуманитарного образования. В этих условиях для меня очевидно одно: и в последнее десятилетие прошлого, и в первое десятилетие нынешнего века все мы, преподаватели и сотрудники исторического факультета, делали все возможное для его развития и процветания. Конечно, сделать удалось не все, но очень многое.

До последнего десятилетия прошлого века исторический факультет был классическим «монофакультетом»: одна специальность, дневное и заочное отделения, 4 кафедры (дореволюционной отечественной истории; истории советского общества; всеобщей истории; археологии, этнографии и источниковедения). В 1992 г. на кафедрах работало 34 преподавателя, в том числе 5 докторов и 22 кандидата наук, обучалось 279 студентов дневного и 314 студентов заочного отделений.

Наблюдалась некоторая стагнация в развитии факультета, который остался почти таким же, каким был в доперестроечные годы, развития почти не наблюдалось. На эту ситуацию слабо повлияли даже бурные события 1985-1993 гг. в России, хотя настрой и атмосфера в университете менялись кардинально. Между тем в системе высшего образования начали происходить серьезные перемены, связанные, прежде всего, с введением многоуровневого образования. В первой половине 90-х гг. декану приходилось чуть ли не ежемесячно ездить в Москву на многочисленные совещания, посвященные перестройке исторического образования и созданию нового стандарта по истории. Новые веяния первоначально встречали мало понимания в образовательной среде, в том числе и у нас на факультете, где тоже шли весьма бурные дискуссии. Однако упорство, с которым внедрялась идея перехода на бакалаврские и магистерские программы, убеждало, что это дело недалекого будущего.