Главная

История отечественной культуры X-XVII вв.

Паршукова Н.П.

(программа спецкурса и планы семинарских занятий)

Цель и задачи спецкурса

В современной социокультурной ситуации, когда разрушена советская (марксистско-ленинская) система общественно- политических и идейно-нравственных координат, господствовавшая многие десятилетия, когда происходит переосмысление и переоценка нашего исторического прошлого, отход от схематизма и идеологической заданности, спецкурс "История отечественной культуры X-XIX вв." призван помочь студентам:

  • развивать мировоззрение, соединяющее научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;
  • соединить теоретические знания о феномене культуры с конкретно-историческими аспектами изучения отечественной культуры и понять национальное своеобразие и место в системе мировой культуры и цивилизации;
  • уметь оценивать достижения культуры на основе исторического контекста и приобрести опыт освоения культуры.

Целью спецкурса является создание целостной концепции истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий, опирающейся на необходимое многообразие собственно культурных фактов и сведений, включающих характеристику специфики, закономерностей и особенных черт ее развития, сложных взаимоотношений с социально-политической историей и конкретными видами культуры.

Поставленная цель и задачи предопределили логику построения и содержание курса. Проблемно-теоретическое изложение сочетается с принципом историзма и анализом альтернативных точек зрения по дискуссионным в современной литературе темам.

Данная структура курса позволяет:

  1. охарактеризовать истоки генезиса и факторы развития русской культуры (язычество, географическая среда, Крещение, социально-политические связи) и осмыслить их влияние на складывание специфических черт славянской духовности, противоречивого и двойственного характера менталитета национальной культуры. Сегодня резко усилился научный интерес к национальной специфике культур, к национальным образам мира и т.д.;
  2. раскрыть Крещение Руси как культурное событие и показать особенные черты русского православного сознания;
  3. показать дискретность развития отечественной культуры, выразившуюся в смене культурно-исторических парадигм: киевская, московская, петербургская (имперская), каждая из которых характеризуется социокультурным своеобразием и внутренним единством;
  4. раскрыть реальный вклад русского народа в сокровищницу мировой культуры.

Вычленение наиболее важных, на наш взгляд, проблем спецкурса (см. тематические планы) позволяет избежать растворения в необозримой фактологии и эклектического сознания культурно-исторического материала, способствует активизации познавательной деятельности студентов на лекциях и семинарских занятиях.

Тематический план спецкурса
N п/п Тематика Количество часов

лекции семинары
1 Понятие, сущность и основные функции культуры 2 -
2 Географическая среда и язычество как факторы формирования русского культурного типа 2 -
3 Православие и русский культурный тип 4 4
4 Смеховая культура Древней Руси - 2
5 Древнерусское самодержавие как социокультурный феномен 2 2
6 Русская культура в XVII в. 2 -
7 Художественная культура Древней Руси 4 2

Тема 1
Понятие, сущность и основные функции культуры

Понятие культуры. Обыденное и научное понятие. Многообразие определений культуры: предметно-аксиологическое, структурно-функциональное, семиотическое, культура как диалог культур и т.п. Соотношение понятий "культура", "менталитет", "цивилизация". Функции культуры: познавательная (гносеологическая), информационная (передача социального опыта), регулятивная (коммуникативная), гуманистическая.

Соотношение культуры и общества (социума). Социализация культурных явлений и аккультурация социальных. Традиции и новации в культуре. Проблема культурного наследия. Понятие прогресса культуры.

Типология и история культуры. Структура культуры. Мировая и национальная культуры. Культура социальной общности, семьи, личности. Социально недетерминированные элементы культуры. Народная (непрофессиональная) и профессиональная культуры. Материальная и духовная культуры.

Три подсистемы культуры: мировоззренчески-познавательная (религия, философия, наука); художественно-эстетическая (искусство, эстетика); соционормативная (политическая, правовая, экономическая культура, этика).

Предмет и периодизация истории отечественной культуры. Проблемы историографии.

Тема 2
Географическая среда и язычество как факторы формирования русского культурного типа

Менталитет русской культуры. Н.А. Бердяев о русской культуре. Природные предпосылки российской ментальности (ландшафтные, климатические). В.О. Ключевский о влиянии природы на историю русского народа. Антиномия и хронотоп русской культуры. Г.Д. Гачев о русском "национальном образе мира".

Славянское язычество как часть общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов. Б.А. Рыбаков о 3-х периодах в развитии славянского язычества: господство культа упырей и берегинь, Рода и Рожаниц, Перуна. Политеистический пантеон древнеславянских богов: Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симагл, Мокошь, Велес и религиозная реформа Владимира (980 г.) Характерные черты древнеславянской мифологии: синкретизм, аморфность, отсутствие космогонических мифов (преобразование хаоса в космос) и "культурного героя", преобразующего и цивилизующего землю. Институт языческих волхвов.

Место язычества в древнерусской культуре.

Тема 3
Православие и русский культурный тип

Крещение Руси: социокультурный аспект. Многообразие оценок сущности и значения православного выбора Руси в исторической литературе.

Нравственно-правовые традиции в славянском язычестве и христианизация православного сознания древнерусского общества. Переход от коллективной нравственной ответственности к личной ответственности перед обществом. Понятие чести в Древней Руси. Складывание и основные черты патриархальной православной семьи. "Домострой" Сильвестра - памятник семейно-брачных отношений в Древней Руси.

Некоторые черты древнерусского православного сознания. Понятие "Святая Русь". Г.П. Федотов о кенотипическом характере и идеалах древнерусской святости. Борис и Глеб - первые русские святые-"страстотерпцы". Неразделимость жертвы и подвига в русской культуре. Юродство (активное и пассивное) как феномен древнерусской святости.

Восточно-христианская соборность в древнерусском обществе. Соборность и русская ментальность. Религиозный традиционализм. Сращивание этических и эстетических понятий (красота, добро, мудрость) в русском сознании: "Видение умной красоты духовного мира" (С. Булгаков).

Мессианизм и эсхатологические настроения в русском обществе. Иоанновский тип русского человека. Вселенский универсальный характер русского православия.

Принципиальные различия католической и православной церквей (понимание единства церкви, организация духовенства, язык богослужения) и их влияние на исторические судьбы просвещения в Западной Европе и Руси. Духовно-эстетическое восприятие мира, неразделимость "веры" и "истины", пренебрежение "внешней мудростью" как характерная черта славянской духовности. Система образования в Древней Руси, оценки ее в литературе. Книга и читатель в Древней Руси. Литературоцентризм древнерусской культуры.

Древнерусская духовность как итог христианизации Руси.

Тема 4
Смеховая культура Древней Руси.

М.М. Бахтин о характерных чертах средневекового смеха: обращенность смеха на самого смеющегося, универсализм и всенародность, амбивалентность смеха и т.д.

"Мир" и "антимир" в древнерусском смехе. Нерасторжимость смешного и страшного в смеховом мире Руси. Юродство как противоречивое соединение язычества и христианства, смеховой культуры и святости.

Скоморошество на Руси. Отношение православной церкви к скоморохам. Балагурство как одна из форм древнерусского смеха.

Демократическая сатира XVII в. Разрушение древнерусской смеховой культуры в сатирических повестях. Индивидуальные черты древнерусского смеха (Иван Грозный, протопоп Аввакум).

Тема 5
Древнерусское самодержавие как социокультурный феномен

Культурно-исторические истоки национального идеала самодержавной власти (вечевой и авторитарный идеал коллективного самосознании Древней Руси, крещение и византийский идеал власти, монгольский ханнат). Фазы культурно- исторической эволюции самодержавия в русской истории. Понимание власти киевскими князьями и московскими самодержцами. Принципиальные отличия русского самодержавия от европейского абсолютизма.

Католическая и византийская традиция соотношения светской и духовной власти. Диалектика отношений православной церкви и самодержавия. "Осифляне" и "нестяжатели".

Власть и народ. "Народ-бунтарь" и "Народ-государственник". Феномен самозванчества в русской культуре.

Тема 6
Русская культура в XVII в.

"Обмирщение" (секуляризация) культуры. Б.И. Краснобаев о "традиционной" и "новой" культурах. Светскость и открытость - характерные черты новой культуры.

Вопрос об отношении к старине, традициям - главный вопрос столетия. Традиционалисты (Аввакум, боярыня Морозова) и люди новой культуры (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Федор Ртищев и др.). Культурно-исторический смысл церковного раскола.

Человек в системе новой культуры. Изменение представлений об окружающем мире и природе человека, возрастание личностного начала в духовной культуре. Развитие образования и книгопечатания. Славяно-греко-латинская Академия.

Постепенное вытеснение условно-символического отображения действительности реалистическим. Активность, деятельность, предприимчивость новых жанров и распространение переводной литературы.

Тема 7
Художественная культура Древней Руси (X-XVII вв.)

Язычество и православие как слагаемые художественной системы Древней Руси. П.А. Флоренский о связи культа и художественной культуры. Храм - синтез культовых искусств. Символика крестово-купольного храма. Проблема влияния Византии на русскую культуру.

Архитектура Древней Руси. Этапы развития, характерные черты и основные памятники. Монументальный стиль киевского периода. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Развитие местных художественных школ в XII-XIII вв. Общие и особенные черты "белокаменного" зодчества Владимира (Золотые ворота, Успенский собор, ц. Покрова на Нерли, Дмитриевский собор) и Новгорода (ц. Спаса Нередицы, Николы на Липне). Новгородская архитектура XIV-XV вв. (ц. Спаса на Ильине, Петра и Павла в Кожевниках). Складывание архитектурного ансамбля Московского Кремля (конец XV - начало XVI вв.) Архитектура XVI в. Шатровый стиль (ц. Вознесения в с. Коломенском, Покровский собор). Гражданское строительство и светские мотивы ("дивное узорочье") в культовом зодчестве XVII в. (ц. Рождества в Путинках, Николы в Хамовниках, строительство в Кремле). "Нарышкинское" барокко (ц. Покрова в Филях).

Изобразительное искусство Древней Руси. Техника фрески, мозаики, иконописи. Богословский и художественный язык иконы. Иконография Иисуса Христа. Образ Богородицы в русской иконографии. Икона Владимирской Богоматери. Новгородская икона XII-XV вв. ("Ангел златы власы", "Устюжское благовещание", "Успение", св. Георгий, "Спас нерукотворный"). XV век - золотой век древнерусского искусства. Живопись исихазма. Феофан Грек. "Троица" Андрея Рублева. Дионисий - придворный живописец Ивана III. "Живство" в иконописи XVII в. Эстетизация иконы. Иосиф Владимирский и Симон Ушаков. Парсунная живопись

Тема I
Семья и ее роль в древнерусском обществе (X-XVII вв.)

 

  1. Христианизация семейно-брачных отношений в X-XIII вв.: от языческой к православной семье.
  2. Права и обязанности мужа и жены в православной семье (нравственно-этические аспекты).
  3. Взаимоотношения родителей и детей. Семейное воспитание.
  4. Будни и праздники русской патриархальной семьи.

Литература

 

  1. Древнерусская литература: изображение общества. М.-Л., "Наука", 1991.
  2. Домострой. М., 1990.
  3. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.-Л.: "Наука", 1966. С. 182-212.
  4. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л.: "Лениздат", 1986. (Записки Олеария).
  5. Памятники литературы Древней Руси: XI- нач. XII в. М., 1978.
  6. Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII-XVIII веков. М.: "Наука", 1994. С. 122-144.
  7. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: "Мысль", 1989.
  8. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Как заключался брак в языческой и православной Руси? Какие языческие представления сохранялись в быту древнерусской патриархальной семьи на протяжении столетий?
  2. Какие черты характера осуждались в "злых" женах и восхвалялись в "добрых"?
  3. Была ли женщина на Руси "теремной затворницей"?
  4. Лишал ли "Домострой" свободы или, напротив, жесткий регламент гарантировал порядок, права членов семьи?
  5. Раскройте содержание заповеди "чти отца своего" в жизни православной семьи.
  6. Какие картины семейных отношений изображены в "Поучении Владимира Мономаха", "Повести о Петре и Февронии"?
  7. Какие черты быта древнерусской семьи вызывали удивление у иностранцев, а какие - осуждение? С чем Вы согласны?

Тема II
Смеховая культура Древней Руси.

 

  1. Особенные черты средневекового смеха в оценке М.М. Бахтина.
  2. "Мир" и "антимир" в смеховой культуре Древней Руси.
  3. Скоморохи на Руси. Юродство как феномен культуры, его национальное значение.
  4. Балагурство как одна из форм древнерусского смеха.
  5. Демократическая сатира XVII в.

Литература

 

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965, 1990.
  2. Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.
  3. Изборник (Сборник произведений Древней Руси). М., 1969.
  4. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 76-90.
  5. Лихачев Д.С. Избранные работы. В 2-х тт. Т. 2. Л., 1987. С. 343- 418.
  6. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
  7. Сатира XVI-XVII вв. М., 1987.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. В чем состоит своеобразие древнерусской смеховой культуры и места смеха в культуре русского средневековья?
  2. Как церковь относилась к народной смеховой культуре? Почему гонения на скоморохов усилились в XVII в.?
  3. В чем выразилось разрушение древнерусской смеховой культуры в сатирических повестях XVII в.?
  4. Какие формы балагурства вы можете назвать?
  5. Знаковая система "антимира" в смеховой культуре.

Тема III
Некоторые черты древнерусского православного сознания

 

  1. Идеалы древнерусской святости.
  2. Соборность как явление русской духовной культуры.
  3. Мессианская идея и эсхатологические настроения в Древней Руси.
  4. "Осифляне" и "нестяжатели" в древнерусской культуре.

Литература

 

  1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Кн. 1. М.: "Книжная палата", 1991. С. 345-384.
  2. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.В. Еретики и ортодоксы. Л.: "Лениздат", 1991. Главы 5, 6, 7.
  3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: "Аспект-Пресс", 1996. С. 90-105.
  4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: "Аспект-Пресс", 1997. Глава 3-4.
  5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на- Дону: "Феникс", 1995. С. 367-399.
  6. Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М., 1994. С. 151-174.
  7. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х тт. Т. 1. СПб.: "София", 1991. С. 302-319.
  8. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: "Московский рабочий", 1990.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. В чем состоит своеобразие древнерусской святости по сравнению с византийской, католической святостью?
  2. Каково соотношение подвига и жертвы в древнерусской духовной традиции и в чем культурно-историческое значение этого феномена?
  3. С чем связаны в древнерусской культуре слабое развитие личностного, индивидуального начала и интенсивное развитие коллективного, "хорового" начала?
  4. В каких памятниках древнерусской литературы и литературы XIX в. нашла отражение мессианская идея?
  5. В чем смысл и историческое значение идейного спора между "осифлянами" и "нестяжателями" в древнерусской культуре? В чем состоит трагедия древнерусской святости?

Тема IV
Древнерусское самодержавие как феномен культуры

 

  1. Церковь и власть в киевский период (X-XIII вв.). Дружинный характер власти киевских князей.
  2. Утверждение византийско-осифлянского идеала власти в московский период. Истоки и смысл русского самодержавия
  3. Народ и власть. Самозванство в Древней Руси.

Литература

 

  1. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: "Аспект-Пресс", 1997. Гл. 5.
  2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на- Дону: "Феникс", 1995. С. 401-410.
  3. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.
  4. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х тт. Т. 1. СПб.: "София", 1991. С. 276-288.
  5. Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М., 1982.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Чем отличается самодержавие как социальное явление от самодержавия как культурного феномена?
  2. Каковы культурно-исторические истоки национального идеала самодержавной власти в России?
  3. В чем состоит принципиальное различие между русским самодержавием и западноевропейским абсолютизмом?
  4. Как соотносятся в русской культуре вечевой и авторитарный идеалы?
  5. Какой социокультурный смысл имеет феномен русского "самозванства"?
  6. На чем держался в народном сознании авторитет самодержавия?
  7. Раскройте диалектику взаимоотношений церкви и власти в Древней Руси (X-XVII вв.).

Тема V
Зодчество Древней Руси (XII-XVII вв.)

 

  1. Православный культ и художественная культура Древней Руси. Православный храм как синтез искусств.
  2. Зодчество:

    • новгородские и владимиро-суздальские храмы XII-XIII вв.;
    • складывание архитектурного ансамбля Кремля Москвы в конце XV - начале XVI вв.;
    • памятники XVI в. Шатровый стиль;
    • "обмирщение" в зодчестве XVII в. "Нарышкинское барокко".

Литература

 

  1. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X- начала XX вв. М.: "Искусство", 1989.
  2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: "Высшая школа", 1994.
  3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: "Просвещение", 1974.
  4. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки по истории русской культуры. IX-XVII вв. М.: "Просвещение", 1984.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Архитектура Новгородской земли отличалась простотой пропорций, Владимиро-Суздальская - декоративной выразительностью, южно-русских земель - башеннообразным решением храмов. Случайно ли появились такие традиции? Назовите местные особенности архитектурного облика древнерусских храмов?
  2. Почему полусферические купола, характерные для византийских храмов, на Руси были вытеснены куполами луковичной формы, которые и стали характерной чертой древнерусского зодчества?
  3. О.В. Мандельштам писал о московских соборах в Кремле:

    	И пятиглавые московские соборы
    С их итальянскою и русскою душой
    Напоминают мне явления Авроры,
    Но с русским именем и в шубке меховой.

    Подумайте, в чем проявляется "итальянская и русская душа" соборов.

  4. Пользуясь картой, определите основные центры каменного зодчества XIV-XV вв. Какие факторы повлияли на строительство соборов?
  5. О каком храме А. Вознесенский писал следующие строки?

    	Здесь купола - кокосы,
    И тыквы - купола,
    И бирюза кокошников
    Окошки оплела.
  6. Прокомментируйте высказывание И.Э. Грабаря о том, что собор Василия Блаженного "скорее одинок в русском искусстве, нежели типичен для него".
Памятники древнерусского зодчества
Дата Памятники архитектуры
989-995 гг. Десятинная церковь (Киев)
1037 - к. XI в. Софийский собор (Киев)
1045-1050 гг. Софийский собор (Новгород)
1119 г. Георгиевский собор Юрьева монастыря (близ Новгорода)
1185-1189 гг. Успенский собор (Владимир)
1165 г. Церковь Покрова на Нерли (Владимир)
1194-1197 гг. Дмитриевский собор (Владимир)
1198 г. Церковь Спаса-Нередицы (Новгород)
1292 г. Церковь Николы на Липне (близ Новгорода)
1374 г. Церковь Спаса на Ильине улице (Новгород)
1406-1407 гг. Церковь Петра и Павла в Кожевниках (Новгород)

Соборы Московского кремля:
1475-1479 гг. Успенский (Аристотель Фиорованти)
1484-1489 гг. Благовещенский (псковские мастера)
1505-1508 гг. Архангельский (Алевиз Новый)
1487-1491 гг. Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Салари)
1600 г. Колокольня Ивана Великого (Антон Фрязин)
1530-1532 гг. Церковь Вознесения (село Коломенское)
1547 г. Церковь Иоанна Предтечи (село Дьяково)
1555-1560 гг. Покровский собор (собор Василия Блаженного)
1635-1636 гг. Теремной дворец Московского кремля (Бажен Огурцов, Трефила Шарутин)
1649-1652 гг. Церковь Рождества в Путинках (Москва)
1667-1681 гг. Дворец в селе Коломенском
1693-1694 гг. Церковь Покрова в Филях

Выдающиеся памятники древнерусской иконописи

 

  1. Богоматерь Владимирская. Византийская икона (начало XII в.)
  2. Успение. Новгородская икона (XII- начало XIII вв.)
  3. Устюжское Благовещенье. Новгородская икона (XII - начало XIII вв.)
  4. Спас Нерукотворный. Новгородская икона (XII в.)
  5. Донская Богоматерь. Феофан Грек (?) (90-е гг. XIV в.)
  6. "Преображение" из Переяславля Залесского. Феофан Грек (?) (конец XIV в.)
  7. Св. Георгий. Новгородская икона (конец XIV в.)
  8. Битва новгородцев с суздальцами (вторая половина XV в.)
  9. Молящиеся новгородцы (XV в.)
  10. Троица. Андрей Рублев (1411 (?)- 20-е гг. XV в.)
  11. Спас Звенигородский. Андрей Рублев (начало XV в.)
  12. Архангел Михаил из Звенигородского чина. Андрей Рублев (начало XV в.)
  13. Апостол Павел из Звенигородского чина. Андрей Рублев. (начало XV в.)
  14. Распятие из Павло-Обогорского монастыря. Дионисий (конец XV в.)
  15. Митрополит Алексий в житии. Дионисий (начало XVI в.)
  16. Митрополит Петр в житии. Дионисий (начало XVI в.)
  17. Богоматерь Одигитрия. Дионисий (рубеж XV-XVI вв.)
  18. Древо государства Российского. Симон Ушаков (1668 г.)
  19. Троица Симона Ушакова (1671 г.)
  20. Спас нерукотворный Симона Ушакова (1678 г.)

Литература

 

  1. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X - начала XX вв. М.: "Искусство", 1989.
  2. Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.
  3. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: "Наука", 1989.
  4. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М.: "Мысль", 1992.
  5. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Кн. 1. М.: "Книжная палата", 1991. Кн. 2. М.: "Книжная палата", 1994.
  6. Валецкая А.П. Русская эстетика XVIII в. М.: "Искусство", 1983.
  7. Вздорнов Г.И. Феофан Грек: Творческое наследие. М.: "Искусство", 1983.
  8. Византия и Русь / Под ред. К.Г. Вагнер. М.: "Наука", 1989.
  9. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники. XVI-XIX вв. М.: "Просвещение", 1984.
  10. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
  11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: "Наука", 1984.
  12. Древнерусская литература: изображение общества. М.: "Наука", 1991.
  13. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.
  14. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.: "Лениздат", 1991.
  15. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: "Высшая школа", 1994.
  16. История русской литературы XI-XX вв. Краткий очерк / Под ред. А.С. Курилова. М.: "Наука", 1983.
  17. Карнов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.
  18. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2-х тт. М., 1991; М., 1992.
  19. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
  20. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: "Правда", 1990.
  21. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. (Учебное пособие) М.,1997.
  22. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - нач. XIX века. М.: "Изд-во МГУ", 1983.
  23. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М.: "Просвещение", 1987.
  24. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. Ростов- на-Дону: "Феникс", 1995.
  25. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М.: "Искусство", 1983.
  26. Лисовский В.Г. Академия художеств. Л.: "Лениздат", 1982.
  27. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: "Искусство", 1992.
  28. Лихачев Д.С. Избранные работы. В 2-х тт. Л., 1987.
  29. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
  30. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского человека. М., 1991.
  31. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства (XVIII - начало XX вв.). СПб.: "Искусство", 1994.
  32. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Кн. для чтения. М.: "Просвещение", 1981.
  33. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки по истории русской культуры. IX - XVII вв. М.: "Просвещение", 1984.
  34. Очерки русской культуры XVIII в. / Под ред. Б.А. Рыбакова, В.А. Александрова, М.Т. Белявского и др. М.: "Изд-во МГУ", 1985-1990. Ч. 1- 4.
  35. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л.: "Наука", 1984.
  36. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М.: "Мысль", 1975.
  37. Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII-XVIII вв. М.: "Наука", 1994.
  38. Пушкарева Н.Л. Женщина Древней Руси. М.: "Мысль", 1989.
  39. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М.: "Наука", 1974.
  40. Русская цивилизация и соборность / Сост. Е.С. Троицкий. М., 1994.
  41. Русская художественная культура второй половины XIX в. Картины мира / Под ред. Г.Ю. Стернина. М.: "Наука", 1981.
  42. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
  43. Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси. XI-XVII вв. М.: "Наука", 1964.
  44. Средневековая Русь. М.: "Наука", 1976.
  45. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. Л.: "Лениздат", 1982.
  46. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. М.: "Инфоарт", 1991.
  47. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М.: "Искусство", 1981.
  48. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  49. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб.: "София", 1992. Т. 1, 2.
  50. Художественный язык средневековья. М.: "Наука", 1982.
  51. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. М.: "Наука", 1990.
  52. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.
  53. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: "Изд-во общедоступного Православного университета", 1994.
  54. Янин В.Л. Русь между Востоком и Западом: культура и общество. X-XVIII вв. М., 1991.

Справочники и словари

 

  1. Библейская энциклопедия. М., 1990.
  2. Краткая философская энциклопедия. М.: "Прогресс", 1994.

  3. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х тт. М.: "Советская энциклопедия", 1996.
  4. Христианство. Энциклопедический словарь. В 2-х тт. М.: "Большая Российская энциклопедия", 1993.
  5. Эстетика. Словарь. М.: "Политиздат", 1989.

Документальные публикации

 

  1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М.: "Правда", 1989.
  2. Домострой. М., 1990.
  3. Герцен А.И. Былое и думы. М., 1987.
  4. Жихарев С.И. Записки современника. М.-Л.., 1955.
  5. Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: "Советская Россия", 1991.
  6. Забелин И.В. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец. М.: "Книга", 1990.
  7. Забелин И.В. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск: "Наука", 1992.
  8. Изборник (Сборник произведений Древней Руси). М., 1969.
  9. Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев. Л.: "Лениздат", 1986.
  10. Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: "Лениздат", 1989.
  11. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л.: "Лениздат", 1991.
  12. Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век. М.: "Правда", 1988.
  13. Русские мемуары. Избранные страницы. 1800-1825 гг. М.: "Правда", 1989.
  14. Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856 гг. М.: "Правда", 1990.
  15. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
  16. Русское общество 30-х гг. XIX в.: Люди и идеи. Мемуары современников. М.: "Изд-во МГУ", 1989.
  17. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Вып. 1. М.: "Изд. группа Прогресс-Культура", 1993.

С Л О В А Р Ь
терминов и понятий по истории отечественной культуры

АКСИОЛОГИЯ - наука о ценностях.

АЛЛЕГОРИЗМ - иносказательность, принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи выражаются в конкретных наглядных образах.

АЛТАРЬ 1) жертвенник; 2) часть христианского храма, где находится престол, от других частей храма отделен иконостасом.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, выражающуюся в том, что один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства.

АНТИНОМИЯ - противоречие между двумя положениями, логически одинаково доказуемыми.

АПСИДА (свод, арка) - полукруглый или многогранный выступ на восточном фасаде храма, в котором расположен алтарь.

АПОКРИФЫ - произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в канон Св. Писания. Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве.

АРКАТУРА (аркатурный пояс) - декоративный мотив в виде ряда глухих арочек.

БАЗИЛИКА - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенной на несколько частей (нефов) рядами столбов или колонн. Получило широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке трансформировался в крестово-купольный храм.

БАРАБАН - венчающая часть здания, несущая купол, имеет цилиндрическую или многогранную форму, прорезана окнами и служит для освещения церкви.

БАРОККО - (странный, причудливый) стилевое направление конца XVI - середины XVIII вв. Европы и Америки, связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к торжественному и <большому стилю>. БАРОККО свойственны контрастность, напряженность, динамизм, аффектация, стремление к величию и пышности, к слиянию искусств.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога Слова. Икона "Благовещение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

ВОХРЕНИЕ - в иконописи постепенный переход от основного темного цвета (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил).

ДВИЖКИ (оживки, отметки) - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п.

ДЕИСУС, ДЕИСУСНЫЙ ЧИН (моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения архангелов, апостолов, св. Отцов церкви.

ЗАКОМАРА - полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу цилиндрического свода.

ИМПЕРСОНАЛЬНОСТЬ - безымянность, анонимность.

ИКОНА (образ, изображение) - в христианстве в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых сцен из Священного Писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении - произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение.

ИКОНОГРАФИЯ - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, придания и т.п.).

ИКОНОСТАС - установленная рядами (чинами) преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма, складывается в церковном искусстве Древней Руси на рубеже XIV - XV вв.

ИСИХАЗМ (покой, безмолвие, отрешенность) - мистическое течение, в широком смысле - этико-аскетическое учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных сил, возникшее в Византии в IV - VIII вв.

КАНОН - 1) в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; 2) особый жанр богослужебных песнопений.

КЛЕЙМА - в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, располагающиеся вокруг центрального изображения.

КРАКЕЛЮРЫ - трещины в красочном слое иконы или картины.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ СИСТЕМА - архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом купол оказывается над перекрытием двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку; получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре.

КУЛЬТУРА - возделывание, воспитание, почитание.

ЛЕВКАС - в иконописи название грунта, представляющего собой тертый мел, размешанный на животном или рыбьем клее. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску, после высыхания шлифуется.

ЛИТУРГИЯ - основное христианское богослужение, центром которого является Евхаристия, освящение и причащение Святых Даров.

ЛИЦЕВОЙ - т.е. украшенный миниатюрами.

ЛОПАТКА - вертикальное утолщение в стене здания, лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.

МЕНТАЛИТЕТ - относительная целостность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества.

МЕЦЕНАТСТВО - покровительство, историческая форма социального заказа и социального контроля за искусством, материально обеспечивающая художников.

МОЗАИКА - изображение, выполняемое из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), керамических плиток, крепящихся на слое цемента или мастики.

МОНОТЕИЗМ - единобожие.

НАРЫШКИНСКОЕ (МОСКОВСКОЕ) БАРОККО - условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., характерными чертами которого являются ярусность, симметрия и равновесие масс, резной белокаменный декор.

ОДИГИТРИЯ - (греч. - путеводительница) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой благословляет, левой держит свиток.

ОКЛАД - украшение лицевой поверхности иконы или переплета Евангелия.

ОРАНТА - (лат. - молящаяся) - один из типов изображения Богоматери в рост, с воздетыми руками, т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы.

ОХРА - в иконописи земляная краска, цвет от желтого до красно- коричневого в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли.

ПАВОЛОКА - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) - для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

ПАНАГИЯ - 1) особый эпитет, который присваивается изображению Богоматери Оранта, несущей на груди изображение Христа Эммануила (обычно в круглом медальоне); 2) нагрудный знак архиереев и архимандритов - небольшая иконка, на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой - Богоматерь с Младенцем.

ПАНТОКРАТОР - (греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии, Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу.

ПАРСУНА - (персона) - произведение русской портретной живописи XVII в.

ПАРУС - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата подкупольного пространства к окружности светового барабана.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающих на 6 (19) августа. Икона "Преображение" входит в состав праздничного чина иконостаса и изображает Христа на Фаворской горе в белых одеждах, от которых исходит Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц. Справа и слева от Христа изображения пророков Ильи и Моисея.

ПРОБЕЛА - в иконописи высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по основному тону. Символизирует присутствие Божественного света.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - теологическое истолкование исторического процесса как осуществление божественного замысла.

САКРАЛЬНЫЙ - священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность государственную; 2) освобождение от религиозного и церковного влияния в общественной и умственной деятельности в художественном творчестве.

СПАС В СИЛАХ - особый тип изображения Христа Пантократора в сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих четырех евангелистов.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ - особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).

ТЕМПЕРА - живопись красками, связующим звеном которой служат эмульсии - натуральные (яйцо, соки растений) или искусственные (водяной раствор клея с маслом).

ФИЛИГРАНЬ - техника ювелирной обработки металла, состоит в напаивании тонкой нити (проволоки) и мелких зерен (шариков), как правило, из драгоценных металлов - серебра, золота, создающих сложный узор. Русское название - скань (для узора из проволоки), зернь (для шариков-зерен).

ФРЕСКА - техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке, впитывающей их до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя.

ХОРУГВЬ - вертикально расположенное полотнище с изображением Христа или Святых, укрепленное на длинном древке, носимое при крестовых ходах; в прошлом использовалось в качестве полкового знамени.

ХОРЫ - балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.

УМИЛЕНИЕ - особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, а также один из иконографических типов образа Богоматери, где она изображена с Младенцем, прижимающимся к ней щекой.

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 15 (28) августа, установленный в воспоминание о кончине Богоматери. Икона "Успение Богородицы" входит в состав праздничного ряда иконостаса православного храма, изображает Богородицу на смертном одре, апостолов и Иисуса Христа с младенцем, символизирующим душу Богородицы.

ЭСХАТОЛОГИЯ - греч. последний, конечный - учение о конце мира и божественном суде над человечеством.